Санкт-Петербург. Ораниенбаум
Уважаемые туристы! Приглашаем вас в ОРАНИЕНБАУМ!
Дворцово - парковый ансамбль и Собственнаяя дача императрицы на южном берегу Финского залива, в Ораниенбауме, является уникальным художественным памятником, и входит в состав Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников». Необычное название "Ораниенбаум", в переводе с немецкого, означает "померанцевое дерево"
В начале XVIII века эта местность была подарена Петром I князю А. Д. Меншикову, который в 1711 году начал строительство Большого дворца на берегу Финского залива.
В 1743 году Ораниенбаум стал резиденцией великого князя Петра Федоровича - будущего императора Петра III; для него на территории Верхнего парка была сооружена «потешная» крепость Петерштадт.
После дворцового переворота 28 июня 1762 года, для императрицы Екатерины II в Ораниенбауме, в Верхнем парке, была построена Собственная дача, в стиле рококо.
С 1796 года Ораниенбаум принадлежал будущему императору Александру I, с 1831 года — его брату, великому князю Михаилу Павловичу, его супруге Елене Павловне, и их детям.
В настоящее время дворцово - парковый ансамбль Ораниенбаум имеет особую ценность, как единственный пригород Петербурга, сохраненный в годы войны и сохранивший свою историческую подлинность.
Меншиковский дворец - памятник петровского барокко. Современники отмечали небывалую роскошь загородной резиденции Светлейшего князя, по своему размаху в то время превосходившую Петергоф. Французский путешественник Абри де ла Мотрэ писал о нём так: " Ораниенбаум — великолепный увеселительный дворец… Ничто не может идти с ним в сравнение, ни по великолепию, ни в других отношениях".
К воротам Нижнего сада, со стороны Финского залива подходил Морской канал, как в Петергофе; он который заканчивался фигурной гаванью с пристанью.
У входа во дворец - фонтан "Лебедь"
Гардеробная Большого дворца была когда то прихожей и «шкапной». Фигура офицера гвардии напоминает о хозяине, посвятившему всю свою жизнь военной службе.
Буфетная
Во времена князя А. Д. Меншикова на месте Буфетной находился небольшой дворцовый покой. Здесь был расписной потолок, стены были обиты шпалерами и отделаны деревянными панелями.
После реконструкции дворца, проводившейся для великого князя Петра Федоровича, декоративное убранство этого покоя было изменено: на месте шпалер и панелей появились шелковые обои.
Позднее, при императоре Александре I, здесь располагалась Камердинерская.
В 1850-е гг. на ее месте была устроена Буфетная. Северная часть была отделена перегородкой, за которой находилась плита с духовым шкафом; приготовленные блюда могли разогревать перед подачей к столу. Эта часть Буфетной сообщалась как со Столовой, так и с Кухней и Кофейной.
Среди мебельного убранства Буфетной выделяются: буфет с фарфоровыми вставками, изготовленными на Берлинской фарфоровой мануфактуре, и чайный столик-этажерка, созданный немецкими мастерами в конце XIX в.
Столовая.
Она появилась, на месте прежних покоев Меншикова, при великой княгине Елене Павловне в 1854 г.
Оконные и дверные проемы оформлены эффектными резными наличниками, увенчанными фигурками маленьких "трубачей". Стены и своды были украшены лепным декором в стиле неорококо. Хрупкие узоры из растительных и цветочных мотивов, на фоне нежных оттенков голубого, зеленого и кремового цветов, напоминают фарфоровое кружево.
Нежность и изыск!
Великолепная люстра,
с цветочными элементами, изготовлена на Мейсенской мануфактуре во второй половине XIX в.
Столовый гарнитур в технике полихромной росписи и золочения изготовлен в ораниенбаумских столярных мастерских в 1858 г.
Пастельные тона росписи, мотивы резного декора из листьев и розовых бутонов перекликаются с лепной отделкой стен и потолка.
Предметы убранства Столовой, выполненные по заказу Елены Павловны для интерьеров Большого дворца, относятся к лучшим образцам мебельного и декоративно-прикладного искусства XIX в.
Малиновая гостиная.
В первой четверти XVIII в. на месте Малиной гостиной располагалась одна из парадных приемных князя Меншикова, парадность которой подчеркивал портрет императора Петра I в золоченой раме.
В 1750 г. был заново оформлен интерьер, как Столовая, для великого князя Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны. Здесь появились новый лепной декор, буковые двери и панели, зеркала, обивка стен выполнена из шерстяных и шелковых тканей; пол изготовлен из наборного паркета.
Последняя реконструкция интерьера проводилась при великой княгине Елене Павловне, в конце 1850-х гг.: было создано повышенное перекрытие с лепным декором из растительных и цветочных мотивов. Тогда же стены были обиты шелком насыщенного малинового цвета, который и дал название помещению. В Малиновой гостиной собиралась семья и гости владельцев дворца.
Сегодня в интерьере Малиновой гостиной представлены портреты членов императорской фамилии - владельцев резиденции, здесь же - два живописных вида Большого Ораниенбаумского дворца.
Белый концертный зал
Он предназначался для парадных церемоний, торжественных приемов, пышных театральный действий и танцев. Зал освещали полуциркульные окна - двери и окошки верхнего света. Пол был выложен черным и белым мрамором, стены отделаны, расписанными под мрамор, панелями с пилястрами, и украшены золочеными накладками с вензелями А. Д. Меншикова. Стены венчали золоченые княжеские короны и декоративная живопись.
В 1757 г. зал был переоформлен для великого князя Петра Федоровича: золоченая резьба на фоне бело-голубых тонов стен сочеталась с полихромной живописью; окна-двери и обилие зеркал усиливали освещенность интерьера и зрительно расширяли пространство.
Над южными дверями был устроен оркестровый балкон; завершающим аккордом служил потолочный плафон «Аполлон и музы», символизировавший расцвет театрального и музыкального искусства в Ораниенбауме в середине XVIII в.
Спустя сто лет, сохранился лишь паркет со «звездами» из дуба и клена; а Белый концертный зал приобрел новый облик. По заказу великой княгини Елены Павловны был создан блестящий образец парадного интерьера XIX в., в стиле неорококо: окна верхнего света получили овальную форму, был переделан музыкальный балкон; над новыми мраморными каминами были помещены портретные медальоны Петра III и Екатерины II.В Белом зале представлены : два стола со столешницами из молочного стекла, статуэтки, подсвечники, стулья, каминные экраны, хрустальная люстра.
Большой кабинет
Это было место для аудиенций. Среди мебельного убранства выделялись часы - куранты, в ореховом корпусе, «увенчанные золочеными фигурами». При при великом князе Петре Федоровиче это помещение получило новую отделку: появился лепной плафон, наборный паркет с «шахматным» рисунком, изразцовая печь, буковые двери и панели, шелковые обои и зеркала на стенах. В конце XVIII в. интерьер был переделан под Гостиную великой княгини Екатерины Алексеевны, с того времени сохранился наборный паркет.
Последняя реконструкция интерьера под Кабинет великой княгини Елены Павловны относится к 1850 г. До наших дней сохранилась лепная отделка потолка, воссоздана обивка стен «полосами ситца в рамку». Большой кабинет наполнен скульптурой и фарфором, из мебели: книжный шкаф, бюро-цилиндр красного дерева, напольные часы, предметы орехового гарнитура. Но ведущую роль в его оформлении играли многочисленные живописные полотна в резных золоченых рамах: портрет императрицы Марии Федоровны, портрет великого князя Павла Петровича с арапчонком, портрет хозяйки дворца - великой княгини Елены Павловны - они и сегодня украшают стены Кабинета.
Спальня и Уборная.
В первой четверти XVIII в. это были личные покои Меншикова, называемые "Мраморная палата", или "Наугольная палата"; с середины XVIII в. эта часть дворца отдана под женскую половину.
Помещение отличалось особой роскошью декоративной отделки. Стремление к домашнему уюту во второй половине XIX в. преобразило облик русских дворцовых интерьеров: строгие парадные стили сменяются удобством жилой обстановки.
В моду входит обивка стен и мебели ситцевой тканью с нарядным цветочным рисунком, зонирование пространства с помощью ширм и альковных перегородок, обилие драпировок, ореховая мебель с плавными изогнутыми контурами - эти черты ярко проявлялись в интерьерах Спальни и Уборной. Стены украшает пейзажная и жанровая живопись конца XVII в.,
Мейсенские фарфоровые статуэтки
Обивочные ткани воссозданы по английским образцам XIX в., а мебельное убранство характерно для эпохи «орехового рококо». В интерьерах представлена мебель русской работы XIX в., в том числе столик для рукоделия, ореховый диванный гарнитур и два «вольтеровских» кресла с высокими спинками.
Туалетный столик в Уборной, драпирован шелковой тканью и кружевом.
Столик и посуда для умывания
Дежурная.
При князе А. Д. Меншикове, стены небольшого помещения были обиты полотняными шпалерами, потолок был расписан по штукатурке. На полу был положен наборный паркет из дуба, ореха, сандала и березы, камин был облицован голландскими плитками. В XIX в. эта комната, смежная со Спальней и Уборной , получила название Дежурной, так как предназначалась для горничной, которая постоянно должна была находиться при Спальне и присутствовать при одевании великой княгини. Позже ткани для отделки этого помещения не использовали, стены оклеивались бумажными обоями.
Воссозданный интерьер представляет собой предметы мебели: комод, кресло, столик, на котором металлическая утварь: поднос, самовар, чайник, и фаянсовый чайный сервиз. Стены украшают картины кисти придворного живописца великого князя Константина Павловича.
Из Большого дворца лестница ведет в Нижний сад - один из первых регулярных садов в России. Перед дворцом был создан партер из трёх цветников; здесь были три фонтана и трельяжные решётки, ограждавшие скамьи. В саду стояло тридцать девять резных деревянных скульптур, выкрашенных белой краской под мрамор, и четыре позолоченные свинцовые скульптуры. На территории Нижнего сада росли не только липы, клены и вязы, но и плодовые деревья и ягодные кусты.
В середине XVIII века перед Большим дворцом появились еще два фонтана, а сад был украшен уже не деревянной, а мраморной скульптурой: Земля, Воздух, Зима, Весна, Лето, Осень. Но к началу XX века в саду сохранилась только центральная аллея и появились газоны с клумбами
"Каменное зало" расположено между Большим Меншиковским дворцом и павильоном Катальной горки, на краю возвышенности. "Каменное зало" именуется то Новым дворцом, то Маскарадным, то Концертным. В нём был большой зал со сценой; а у Каменного зала, на улице, проводилось несколько дворцовых праздников, устроенных будущей императрицей Екатериной II. От Каменного зала была проложена Тройная липовая аллея к Собственной даче императрицы - Китайскому дворцу.
В настоящее время в павильоне находится выставка парковой и интерьерной скульптуры Ораниенбаума, а также расположен интерактивный кинотеатр; в течение летнего сезона в Каменном зале проходят концерты классической музыки.
Павильон Катальной горки был построен в 1774 гг. по проекту Антонио Ринальди. Это многоступенчатое каменное здание, высотой 33 метра расположенное в Верхнем парке, напоминает Эрмитаж в Царском селе.
Сооружение Катальной горки было продолжением народной традиции — устройства ледяных гор в дни масленичных гуляний. Эти горки послужили образцом для создания монументальных катальных гор в царских резиденциях, которые потребовали сложных инженерных решений. В Царском селе, в середине XVIII века, была воздвигнута каменная катальная гора; но Катальная горка в Ораниенбауме, богатством архитектурного и скульптурного декора, превзошла все подобные сооружения.
К южному выступу павильона Катальной горки примыкал деревянный скат, который имел три колеи шириной более шести метров. Коляски спускались по средней колее с четырьмя горками, а боковые колеи предназначались для подъёма колясок при помощи специальных приспособлений. Скат начинался с галереи-террасы третьего этажа; по обеим сторонам ската были сооружены крытые каменные колоннады-галереи протяженностью более 500 метров. Их плоские крыши, ограждённые балюстрадой, служили верхними галереями для прогулок. Со временем, постройка приходила в упадок, и в 1813 году рухнула.
Внутреннее помещение павильона Катальной горки представляют собой круглый зал, декорированный росписью, лепниной и позолотой работы русских и итальянских мастеров. Уникальным является пол искусственного мрамора: различные расцветки мрамора с дополнительной прорисовкой, создают на полу узоры и сложные рисунки.
В убранство Фарфорового кабинета вошли украшения, изготовленные на Мейсенском заводе в Саксонии. Фарфоровые группы аллегорически прославляют победу русского флота в Чесменской битве 1770 года.
"Китайский дворец" является частью Собственной дачи императрицы Екатерины II. Возведённый в 1768 году, по проекту Антонио Ринальди, дворец первоначально был одноэтажным, и только в середине XIX века, для дочери великого князя Михаила Павловича - Екатерины, был надстроен второй этаж, появилась застеклённая галерея, а к торцевым частям здания были пристроены небольшие помещения.
Название «Китайский дворец» впервые появилось в 1774 году; до этого дворец называли «голландский домик», «домик, что в Верхнем саду», «домик маленький». Название «Китайский» возникло потому, что в середине XVIII века была мода на «китайщину», и ряд интерьеров дворца были декорированы в духе китайского и японского искусства.
Отделка внутренних помещений не оставит равнодушным ни одного посетителя: она изыскана и разнообразна! Значительную часть живописной коллекции составляют плафоны, написанные специально для Китайского дворца несколькими мастерами из группы крупнейшего живописца-декоратора XVIII века Д. Б. Тьеполо.
Центр планировочной композиции дворца — Большой зал, декорированный живописью, золочёной лепкой, мозаикой, искусственным мрамором.
Китайский дворец является единственным, в своём роде, в России памятником стиля рококо. Большинство интерьеров дворца сохранили подлинную отделку середины XVIII века.
Особую ценность ему придают уникальные предметы декоративно-прикладного искусства Китая и Японии, а так же сохранившиеся и дошедшие до нас наборные паркеты XVIII века.
Уникальные потолки
Восхитительные стены
Самым знаменитым покоем Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов.
Стены комнаты декорированы холстами, на которых выполнена вышивка стеклярусом. Стеклярус был изготовлен на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума русским ученым М. В. Ломоносовым.
По стеклярусному панно, ворсистым шелком вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц среди, не менее завораживающего пейзажа.
Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции, однако сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями.
Панно заключены в рамы с золочёной резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздями винограда.
Изначально пол в Стеклярусном кабинете был набран из разноцветных смальт, изготовленных на той же, Усть-Рудицкой фабрике, однако к середине XIX века он пришёл в негодность и смальты заменили на наборный паркет, с сохранением прежнего рисунка.
В годы войны Китайский дворец был законсервирован, музейные ценности были частично эвакуированы в Новосибирск и Сарапул; а часть из них оказалась в блокадном Ленинграде, и хранилась в Исаакиевском соборе и в Эрмитаже.
В 1946 году дворец был вновь открыт, как музей.
И миллионы посетителей снова смогли любоваться этим шедевром!
Не менее интересно погулять и по территории, прилегающей к дворцу...
Насладиться осенней природой, восхититься прекрасными скульптурами:
Аполлино
Лаокоон с сыновьями
Лаокоон чем-то прогневал Аполлона, и тот подослал змей, которые погубили его самого, и сыновей.
Эта скульптура 1817 года является копией античной, выполненной в 200 году до н.э. А Римский Лаокоон хранится сейчас в Ватикане, в музее Пия-Клемента.
Аполлон Бельведерский
Диана с ланью
"Пергола" — беседка, расположенная на берегу пруда, перед Китайским дворцом, была построена в 70-х годах XIX века; она состоит из 54 пилонов, и является характерной чертой садово-парковой архитектуры того периода.
Пергола находится на месте, где было задумано возвести Кофейный домик, как часть ансамбля Собственной дачи. Рядом находится большой древний камень-валун, в котором высечена скамья.
От Перголы к воде ведёт небольшая каменная лестница - и вот здесь у пруда заканчивается знакомство с великолепным Ораниенбаумом.
Это одна из лучших загородных резиденций Санкт Петербурга: просто Рай на земле!
(с) Все права защищены.
Копирование и использование материалов на сторонних сайтах и иным образом ЗАПРЕЩЕНО